Главная » 2020 » Апрель » 2 » И книга тоже воевала.
11:36
И книга тоже воевала.

Уважаемые студенты ГПОУ «Шахтёрский техникум» ГО ВПО «ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского!

2020 год – Год Великой Победы

Предлагаем Вам познакомиться с информацией, посвящённой 75-летию Великой Победы и оставить свои комментарии.

«И книга тоже воевала»

 

(к 75 –летию Великой Победы в Великой Отечественной войне)

    Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
  К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 75-ю годовщину которой мы будем отмечать 9 мая. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.                                                                                                          Кажется, что книга и война несовместимы. Чем была книга для солдат Великой Отечественной войны, вставших в 1941 году на защиту Родины? Книги стали олицетворением духовной силы и могущества родной земли. Вот почему в солдатских вещмешках, рядом с нехитрыми пожитками, лежали томики А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого и других замечательных поэтов и писателей. Книги рассказывали бойцу о героическом прошлом Отечества, воспевали красоту родной земли, учили добру и милосердию.                                  
    В первые дни войны появился плакат художника П.П.Соколова – Скаля.
                                

На фоне памятника Пушкину изображены солдаты Красной армии, а ниже стихотворные строки:
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны…                                                                              
      Эти стихи были написаны в 1814 году пятнадцатилетним Пушкиным. А в 1941 году они зазвучали с новой силой… Прощаясь со столицей, перед уходом на фронт, солдаты приходили к памятнику А.С.Пушкина. В суровые дни битвы за столицу на память приходили строки А.С.Пушкина. Не было в русской поэзии слов более проникновенных, чем запавшие в душу с детства…

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
   Свободолюбивая, гордая поэзия А.С.Пушкина вселяла уверенность в победе, поднимала боевой дух. С пушкинскими стихами выступали на фронте артисты военных агитбригад, пушкинское слово звучало на передовой, в госпиталях, в окопах перед наступлением. Среди реликвий, хранящихся в Центральном музее Вооружённых сил страны, почётное место занимают и книги А.С.Пушкина, побывавшие на полях сражений. Один томик поэта забрызган кровью. На его страницах партизаном Николаем Кокоревым накануне смерти сделаны записи. В предсмертные часы герой читал пушкинские стихи, и они помогли юноше сохранить мужество и веру в победу русского народа. В январе 1945 года в боях за венгерский город Жамбек чудом спасся от смерти старший лейтенант Пётр Мишин. Сохранил ему жизнь томик Пушкина, лежавший в полевой сумке. Осколок снаряда пробил 200 страниц и застрял перед стихотворением «Талисман»! Так сама поэзия Пушкина стала своеобразным талисманом.
                                   

Совсем юный красноармеец ростовчанин Степан Николенко встретил войну на западной границе. Львов-Киев-Харьков-Севастополь – этапы большого пути солдата. Летом 1942 года в разрушенной библиотеке города Богучар он подобрал одну из уцелевших книг – томик стихов Александра Пушкина. Положил в вещмешок и читал товарищам на привалах. В предместьях Варшавы на автоколонну спикировал фашистский самолёт. Едва успел Степан выпрыгнуть из кузова – раздался взрыв: разнесло машину с тем самым томиком…
От бомбы дрогнули в огне
мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал: «Ко мне!
Тут книги у меня! Тут Пушкин!»
Ему кричали: «Выходи!»
Но книг оставить не хотел он.
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.
Когда ж произошёл обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.
В больнице долго он без сил
Лежал, как мёртвый, на подушке.
И первое, что он спросил,
Придя в сознание: «А Пушкин?»
И голос друга, поспешив,
Ему ответил: «Пушкин жив».
Вера Инбер
    Однажды в укрытие, где была редакция газеты «За Родину», попал снаряд. Погибли люди, пробило книгу Пушкина, которую передали в редакцию воевавшие на подступах к Царскому селу бойцы. Секретарь редакции лейтенант Онегин, решив сохранить заветный томик, переслал его в Москву, дочерям с письмом, в котором были такие строки: «посылаю вам томик Пушкина. Он шествовал со мной всюду. Пусть этот томик, пробитый осколком снаряда, напоминает вам о чудовищных зверствах фашистов, о великой борьбе, которую вели советские люди. Знайте, если ваш папа погибнет, он отдал свою жизнь за Пушкина, за русскую землю, за счастье Родины и ваше. Это счастье вернётся. Декабрь 1943 года».                                                                                         
    Книги, опалённые войной. В осаждённом Ленинграде книга согревала души ленинградцев, спасала от страха смерти. Она духовно и морально поддерживала умирающих. В блокадную зиму 1942 года в городе начался голод на книги. На улицах появились книжные развалы. Быстро расходилась русская и зарубежная классика, произведения современных авторов.                               
     В это тяжёлое время не прекращался выпуск литературы для детей.  Дети военной поры, как могли, помогали взрослым приближать победу, и очень часто вдохновителем и организатором их начинаний была книга А.Гайдара «Тимур и его команда».
                                

Книга Гайдара воспитывала и воевала, как воевал её автор. Ребята 7-8 классов были «живой библиотекой». Вспоминают ленинградские дети, вывезенные на Большую землю. Тёмными, холодными и голодными вечерами дети пересказывали своим сверстникам то, что читали ещё в Ленинграде.                         
       Да, да! В блокадном Ленинграде огромным спросом пользовалась книга. В осаждённом городе каждый день открывала свои двери публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Замерзающие, опухшие от голода люди находили в себе силы приходить в читальный зал. Ведь на страницах книг можно было не только встретиться с любимыми героями, но и найти полезные советы, позволяющие выжить в тяжелейших условиях блокады, успешно драться с врагом. В рассказе Е.Воробьёва «Шелест страниц» приведён удивительный по своей силе документ – список книг, пользовавшихся в то время повышенным читательским спросом: это книги о дикорастущих съедобных растениях, о тактике партизан в 1812 году, об устройстве подземных госпиталей, о технологии изготовления пороха, о средствах против обморожения, о кустарном производстве спичек. В суровые дни блокады и библиотека, и её работники помогали выжить и победить. А сколько произведений написано в войну…        
      Ленинград и в блокаду был самым читающим городом. По радио звучали популярные тогда произведения: А.Толстой «Русский характер».
                                 

      Ф.Кнорре «Встреча в темноте».
                                  

 Смерть уносила тысячи жизней, а люди шли в библиотеку, герой стихотворения Леонида Хаустова «Баллада о кузнечном рынке, 300 граммах хлеба и бравом солдате Иосифе Швейке», уходя на войну и делая выбор между хлебом и книгой, выбирает последнюю.
Толчок. Толкучка. Барахолка.
Особый лексикон беды.
В тяжёлой наледи на полках
Пусты Кузнечного ряды.
Там кто-то чёрствый пряник мятный
За клей столярный отдавал;
Но был всего невероятней
Букинистический развал.
Стоял хозяин. Видно, слабо
Шло у него с обменом книг,
И я не понял,
Это баба
Или закутанный мужик.
Изданий пёстрая семейка…
Но вдруг я обнаружил в ней
Весьма потрёпанного Швейка,
Что был в сторонке, всех скромней.
Я размечтался – эту мне бы…
Но тотчас сам себя шугнул.
И, крепче стиснув пайку хлеба,
Я от соблазна прочь шагнул.
Но показалось мне - раздался
Весёлый голос: «Ну, хорош,
Ведь ты же на войну собрался,
А без меня там пропадёшь».
Я возвращаюсь, из кармана
Блокадный хлеб свой достаю,
Как мусульманин под Кораном,
Среди Кузнечного стою.
Скажу, пройдя дорог полтыщи,
Что не был мой порыв нелеп,
Когда в ту зиму, Швейк, дружище,
Я смех твой выменял на хлеб.           

     Как же надо было верить в спасительную силу книги, чтобы обменять на неё 300 граммов драгоценного блокадного хлеба!                                                
    Книги, опалённые войной… Судьбы их складывались по-разному: одни из них были спасены бойцами и офицерами, другие – сами спасли солдат от гибели. Бронепоезд №53 формировался в Тбилиси, и уже в битве под Москвой геройски проявил себя его интернациональный экипаж: русские, грузины, осетины, армяне, азербайджанцы. В паузах между боями, когда вдруг стихла канонада, пулемётчик А.Мнатоблашвили вышел на перрон и обнаружил в пристанционном здании разбомблённую библиотеку железнодорожников. Он вынес из неё один том книги А.Антоновской «Великий Моурави» .
                             

     Ныне эта, пробитая пулей книга хранится в тбилисском музее. Под ней надпись: «Эта книга спасла от гибели солдата-грузина». Роман «Пётр Первый» А.Толстого (фото 7)
                                  

спрятанный под гимнастёркой Георгия Леонова, тоже спас солдату жизнь, когда пуля застряла в толстом томе. Это было уже под Берлином.                           Враг не щадил ничего. Только в западных областях СССР, повергшихся оккупации, было уничтожено более 43 тысяч общественных библиотек, в которых находилось более 100 миллионов книг. Фашисты задались целью стереть с лица земли всё, что связано с русской культурой, чтоб никогда больше она не воскресла. Наши солдаты, защищавшие Родину от врага, понимали это и старались спасти не только человеческие жизни, но и книги. Рота лейтенанта Мерзлякова воевала на Кубани, красноармеец Ковальчук, кубанский казак, зашёл домой – попрощаться с родными. Дома он никого не застал, зато нашёл там свои книги. Взял их и возвратился в роту – так появилась в роте библиотека. Было в ней несколько томиков Пушкина, Лермонтова,Гоголя,Чехова,Горького.                                                                              Особое отношение было у солдат к пронзительно - грустным стихам Есенина.
                                        
    Созданный им образ Родины, близкий «до радости, до боли», не смог оставить равнодушным человека, переживающего за судьбу своей Родины.

И он, забыв про злые боли,
Шёл беспощадно мстить врагу
За Русь – малиновое поле,
За синь, упавшую в реку.
За горе матери поэта,
За отчий край и этот дом.
Но он не сразу понял это,
А лишь в конце войны.
Потом.
А.Потапов
       Интересна история о том, как стихи Есенина помогали подводникам со знаменитой подводной лодки капитана А.Маринеско громить врага. Эту историю пересказал в стихотворении «Свет живой» поэт Александр Потапов. Во время ремонта субмарина стояла возле Пушкинского дома, и моряки часто ходили слушать лекции о Есенине. Перед тем, как отправиться на боевое задание, подводники попросили дать им с собой в поход книгу стихов Есенина….
Есенин?
Да у нас в библиотеке
Один – редчайший – том его стихов.
- Мы будем благодарны вам вовеки –
Отдайте нам его без лишних слов!
Мы в бой идём,
А то, что сердцу близко…
Ну что же, постараюсь вам помочь.
…Для моряков старалась машинистка –
Есенина печатала всю ночь.
А утром лодка, рулевым послушна,
Ушла в поход – получен был приказ.
И «Ты жива ещё, моя старушка…»
В отсеках тесных слышалось не раз.
С родным причалом трудно расставаться,
Но морякам стихи давали сил.
Как будто с экипажем «С-13»
Есенин тоже в море выходил.
Подводники врага разили начисто
И верили: придёт Победы срок!
И это было лучшим доказательством
Великой силы животворных строк! А.Потапов
     В годы войны возрос интерес к прошлому России, её военной истории. По-новому взглянули люди на роман Л.Н.Толстого «Война и мир» (фото 10)
                                   

  «Книга, идущая дорогами войны» - так называли это произведение Толстого. В те годы оно воспринималось не только как рассказ о прошлом, в нём видели надежду на будущее, на победу. Военные корреспонденты не раз писали о том, как «Война и мир» помогала бойцам сражаться с врагом. Однажды после успешной операции корреспондент газеты спросил командира, как случилось, что небольшая группа русских одержала победу над превосходящими силами противника. Вместо ответа командир вынул из кармана небольшую книгу и раскрыл её на странице, где красным карандашом были подчёркнуты строки о роли духа войска в сражении. Эта книжечка – изданные отдельно главы о Бородинском сражении. Геройски погибший в бою писатель Юрий Крымов писал родным: «самое близкое к тому, что я вижу, это «Война и мир». И у всех зреет такое настроение, как у князя Андрея перед Бородинским боем».              
 
      В память о Великой Победе отложите свои дела, прочтите хорошую книгу о войне (неважно – на экране монитора или, листая печатные страницы). Окунитесь в ту лихую годину, ощутите дыхание времени, переживите вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему. Учитесь преодолению непреодолимого, ведь именно это сделало предшествующее нам поколение, поэтому мы имеем счастье жить. Нам есть что помнить, и есть чем гордиться!
И вечно тем сильна моя страна
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье, действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И      потому      она   непобедима.


Информация подготовлена библиотеками ГПОУ «Шахтёрский техникум» ДонНУЭТ и МУК «Централизованная библиотечная система» города Шахтёрска.

                                                    




         

Просмотров: 752 | Добавил: shtdonnuet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar




Приемная директора  4-33-69, +7 (949) 321-60-84,  shtdonnuet@mail.ru, buh.s71@mail.ru
sample map sample map