«Донбасс в зеркале русского слова»
(День русского языка)
Естественно, что такой регион, как Донбасс, не мог не найти отражение в литературе. Грозный и могучий край привлекал внимание многих писателей. Так, Александр Куприн посвятил юзовскому заводу повесть «Молох» и серию очерков. Викентий Вересаев в 1892 году написал повесть «Без дороги», в которой описал шахтерский быт и условия работы. Константин Паустовский в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность» описал свой визит в Юзовку и целую главу посвятил действующей до сих пор гостинице «Великобритания». Однако все эти авторы были людьми пришлыми, гостями шахтерского края.
Собственные писатели в регионе появились сравнительно поздно, ведь молодость региона и его индустриальный характер вовсе не способствовали появлению и развитию тут литературных талантов. Донбассовцам девятнадцатого века было не до гуманитарных проблем, так что по большому счету донбасская литература зародилась лишь в прошлом веке, хотя уже в 1923 году тут стал выходить литературный журнал «Забой», первоначально бывший приложением к газете «Всероссийская кочегарка». В 1937 году в свет вышла «Старая Юзовка» - первая книга, посвященная истории региона, написанная Ильей Горошем (Гонимовым). Автор под одной обложкой собрал литературно обработанные рассказы и байки старых юзовских рабочих, исторические сведения и в итоге вышло неплохое повествование о рождении индустриального центра.
В первые советские пятилетки регион получил первого собственного настоящего писателя – уроженца Петромарьевского рудника (Первомайска) Бориса Горбатова. Его первый рассказ «Сытые и голодные» увидел свет в 1922 году, затем последовали еще несколько повестей и романов. Через десятилетие Борис Леонтьевич уже считался одним из лучших писателей и сценаристов Советского Союза. По сценариям Горбатова были сняты такие популярные фильмы, как «Это было в Донбассе» (1945), «Непокорённые» (1945), «Донецкие шахтёры» (1950). Дважды он становился лауреатом Сталинской премии. Во время войны Горбатов работал военным корреспондентом, и его «Письма к товарищу» Константин Симонов назвал вершиной публицистики военных лет. В 1951 году вышел первый том задуманного Горбатовым масштабного романа «Донбасс», посвященного событиям тридцатых годов в Донбассе. К сожалению, в 1954 году Борис Горбатов скончался, и «Донбасс» так и остался незавершенным.
Наряду с Горбатовым, на лавры первого донецкого писателя может претендовать уроженец Юзовки Леонид Жариков, прославившийся благодаря трилогии «Повесть о суровом друге» - «Червонные сабли» - «Судьба Илюши Барабанова», действие которой разворачивается в Донбассе в годы революции и Гражданской войны. Затем Донбасс дал стране еще нескольких писателей, которые, однако, не смогли превзойти Бориса Горбатова по известности. Впрочем, вспомним и их имена. Это были Виктор Шутов, Леонид Лиходеев, Павел Байдебура, Вадим Пеунов, Александр Чепижный…
Первым действительно известным донбасским поэтом стал Павел Беспощадный (Иванов). До революции он десять лет отработал на шахтах, затем активно участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков. В 1924 году в горловской газете «Кочегарка» были опубликованы его первые стихи. Творчество шахтерского барда нашло отклик у читателей, и бывший шахтер активно занялся литературной деятельностью. В результате появились целые книги его стихов, многие из которых были посвящены Донбассу и его людям. Сегодня даже тем, кто не интересуется поэзией, известны его строчки «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано», ставшие квинтэссенцией донбасского менталитета.
Еще одним известным поэтом из Донбасса стал родившийся в Дебальцево Владимир Сосюра. Как и Беспощадный, он был участником гражданской войны, но успел повоевать и за УНР, и за красных, что не помешало ему в 1920 году вступить в Коммунистическую партию. Вскоре поэт покинул Донбасс, переехав в столицу советской Украины город Харьков. Для своего творчества Сосюра выбрал украинский язык, что, по сути, превратило его из донбасского поэта в украинского. Однако нужно особенно акцентировать внимание, что он не был националистом, и любовь к Украине у него органично сочеталась с советскими идеями. К сожалению, творчество этого талантливого лирика сегодня «приватизировали» украинские националисты, выкинувшие из наследия поэта огромное количество стихов, посвященных Коммунистической партии и лично товарищу Сталину. Зато в обязательную программу школ постсоветской Украины входит стихотворение «Любить Украину!», из-за которого сейчас коммунист, лауреат Сталинской премии, кавалер ордена Ленина Владимир Сосюра воспринимается как националист.
Упомянем и еще одного некогда прославленного поэта-донбассовца, Николая Анциферова, который из родной Макеевки отправился покорять Москву, в чем и преуспел. Несмотря на обретенный столичный статус, он не забывал малую родину и создал немало стихотворений о шахтёрах. К сожалению, он умер в 1964 году, прожив всего 34 года, так до конца и не раскрыв свой талант.
Массово же писатели и поэты в нашем крае стали появляться лишь к исходу ХХ века, когда вступило во взрослую жизнь второе-третье поколение жителей региона. Как правило, это были представители технической интеллигенции или работники развитой системы образования, люди с широким кругозором и большим объемом знаний. Правда, большинство из них не стали знаменитыми, так как само общество с появлением телевизоров и компьютеров стало менее читающим. Теперь нереально прожить на гонорары от изданий стихотворных сборников, так что многие перспективные авторы, которые в советское время стали бы звездами, превращают литературные занятия в простое хобби, время на которое выкраивается по остаточному принципу.
Хотя, родись Мирослав Руденко, Максим Газизов или Артем Ольхин лет на тридцать раньше, их книги могли бы быть бестселлерами. Однако в начале двадцать первого века поэзия уже совсем не так востребована, как еще столетие назад. Зато сейчас по всему СНГ верхние позиции в рейтингах лучших авторов уверенно занимают донецкие фантасты. Книги Федора Березина и Георгия Савицкого, Глеба Гусакова и Олега Бубелы, Андрея Земляного и Владислава Русанова активно издаются и переиздаются. Их работы можно встретить в магазинах от Минска до Владивостока. Также можно вспомнить творчество мариупольчанина Михаила Рагимова. Всем любителям жанра стоит прочитать эпическую трилогию «Амулет Святовита» макеевчанина Романа Мискина, написанную на основе славянской и балтской мифологий. Далеко за пределами родной Луганской области стал известен Глеб Бобров, автор нашумевшего романа «Эпоха мертворожденных». Пронзительная книга вышла в 2008 году и была посвящена будущей гражданской войне на Украине. Прошло пять лет, и выяснилось, что эта антиутопия оказалась настоящим пророчеством.
|