6 июня – 145 лет со дня рождения Томаса Манна (1875-1955), немецкого писателя
Томас Манн родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии и довольно большой семье – у Томаса было два брата и две сестры. После смерти отца (Томасу было 16) фирма Маннов и дом в Любеке были проданы, а семья переехала в Мюнхен. Школу Томас не любил и не признавал ее правила и устои. Наряду с этим он трижды оставался на второй год обучения. В раннем возрасте Томас начал писать стихи и вместе с другом издавал журнал «Весенняя гроза».
Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера. После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн вместе с братом Генрихом в середине 1890-х годов отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом Будденброки, ставшим бестселлером. «…помню, я тогда много читал «Анну Каренину» и «Войну и мир» Толстого, чтобы почерпнуть силы для задачи, не оробеть перед лицом которой я мог лишь постоянно опираясь на самых великих». Томас Манн почитал Льва Толстого, перечитывал его произведения и считал его образцом для подражания. «Он, как и Гете, принадлежит к числу тех бессмертных духов, чей образ жизни кажется мне наиболее привлекательным, и чье чувство жизни во всех проявлениях оживляет мое собственное наиболее непосредственно. Его творчество – это блестящее и органичное сплетение чувственности и морализма», — так писал Томас Манн в своем дневнике, который, кстати, вел на протяжении всей жизни.
В 1901 году вышел его первый и самый знаменитый роман «Будденброки», в котором он описал историю вырождения и упадка купеческой семьи, взяв за основу свою собственную. Действие романа разворачивается в основном в Любеке – родном городе писателя. Сейчас там открыт музей Томаса и Генриха Манна «Дом Будденброков». В основе Будденброков лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Реалистический по методу и деталям, роман, по сути, символически изображает взаимоотношения мира бюргерского и мира духовного. Тем не менее, книга легко читается; она рассказывает историю, и не одну, с множеством ярких характеров и юмористических и трогательных эпизодов. Именно за этот роман в 1929 году писателю присудили Нобелевскую премию. Книга Королевское высочество (Königliche Hoheit, 1909), как и все произведения Манна, в известном смысле автобиографична. Это «роман воспитания»: любовь ведет юного принца к зрелости и «суровому счастью», которое приходит с осознанием ответственности. Множество подлинных жемчужин обнаруживается в новеллистике писателя. Среди ранних новелл особенно примечательны Тонио Крёгер (Tonio Kröger, 1903) и Смерть в Венеции(Der Tod in Venedig, 1912); среди поздних новелл выдающееся место занимает Марио и волшебник (Mario und der Zauberer, 1931), где речь идет о свободе.
По возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914 вел жизнь, обычную для благополучных «аполитичных» интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и ее последующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальной и международной политике. Его Размышления аполитичного (Betrachtungen eines Unpolitischen, 1918), равно как и небольшие эссе времен войны, представляют собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада.
В 1905 году Томас женился на еврейке Кате Прингсгейм, несмотря на толику своего антисемитизма (и, несмотря на то, что якобы до жены у него был роман с его другом Паулем Эренбергом, а в его дальнейшем творчестве проскальзывали гомосексуальные нотки). Семья невесты была очень обеспеченная и респектабельная, отец Кати был университетским профессором. Томас писал Кате очень трогательные записки и с восторгом отзывался о ней в письмах к своему брату Генриху. От этого брака, продлившегося всю жизнь, появилось шестеро детей. Для своей семьи Томас построил дом в Мюнхене, где они жили с 1914 по 1933 год. Томас Манн обожал музыку Вагнера, любил собак и ежедневно гулял со своим псом Люксом вдоль реки Изар в Мюнхене. Также Манны любили путешествовать: ездили кататься на лыжах в Санкт-Мориц, к морю в свой дом в Ниде на Куршской косе. Из путешествия по Египту и Палестине он собрал впечатления для цикла романов об Иосифе. В 1933 году он с женой поехал с докладом «Страдание и величие Рихарда Вагнера» по городам Европы. Тогда Томас еще не знал, что в Мюнхен уже не вернется.
Когда к власти пришел Адольф Гитлер, на Томаса Манна полились обвинения в измене родине, вспоминали его антифашистские высказывания. Поэтому писатель с семьей эмигрировал во Францию, а затем в Швейцарию, где задержался на озере Лугано. Герман Гессе, который жил в Швейцарии уже давно, поддерживал писателя в эмиграции. Затем были Базель, Бандоль, Санари и проведенное там лето, и Цюрих. Писатель тяжело переживал приход к власти нацистов и осуждал их политику. Хотя в годы Первой Мировой войны Томас поддерживал их и выступал против пацифизма, из-за чего рассорился с братом Генрихом. Но вскоре он изменил мнение и стал защитником демократии.
В 1938 году Томас Манн переехал в США. Там он работал в Принстонском университете, жил по соседству с Альбертом Эйнштейном, с которым очень сдружился. Затем Манны переехали в Калифорнию, где жили на берегу океана. В 1952 году ситуация в США стала для Манна напряженной, так как его подозревали в пособничестве СССР. Тогда семья переехала обратно в Европу, в Швейцарию. В Германию писатель периодически приезжал, например, в 1949 в рамках празднования юбилея Гете.
До своего последнего года жизни Томас Манн работал, писал эссе, письма и вел дневник, путешествовал, выступал с докладами и авторскими чтениями. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературными свершениями. За несколько дней до смерти, которая последовала 12 августа 1955, он был награжден высшим орденом Германии «За заслуги». В 1955 году ему присудили почетное гражданство города Любека.
Пожалуй, наиболее важная книга Манна – роман идей Волшебная гора (Der Zauberberg, 1924). Ганс Касторп, молодой герой романа, много более жизнеспособен, чем прежние манновские утонченные художники, захандрившие деловые люди и хромые принцы. Но у «трудного дитяти жизни» Касторпа своя беда: из-за открывшегося туберкулеза он проводит семь лет в горном санатории в Швейцарии. Читатель постепенно уясняет, что санаторий и его пациенты суть грандиозный символ предвоенной Европы, а Касторп воплощает собой типичного бюргера-немца, в определенном смысле и самого Томаса Манна.
Монументальная тетралогия Иосиф и его братья (Joseph und seine Brüder, 1934–1944) еще более четко, чем Волшебная гора, ориентирована на «дружелюбие к жизни». Короткий библейский рассказ Манн развил в огромное повествование, описывающее беды и удачи героя. Иосиф тоже «роман воспитания», но здесь возрастает не только одаренная личность, но и еврейский народ, а в известном смысле и сам Бог. Тенденции, наметившиеся еще в раннем творчестве, выходят теперь на первый план: интерес к политике, интерес к мифу и увлечение фрейдовским психоанализом.
Роман Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar, 1940) отразил растущий интерес Манна к Гёте. Это рассказ о второй встрече стареющего Гёте с Шарлоттой Буфф, которая в юности вдохновила его на книгу, принесшую ему европейскую славу, – Страдания юного Вертера. Роман далек от обычных исторических или сентиментальных сочинений: Лотта в Веймаре, как и Иосиф, прежде всего исследование психологии и мифа. Воздействие гения на жизнь обыкновенных, «нормальных» современников показано с едва ли не пугающей осязательностью.
Доктор Фаустус (Doktor Faustus, 1947), вероятно, наиболее сложный роман Манна, посвящен главным образом теме проклятия, «продажи души». Талантливый музыкант Адриан Леверкюн вступает в сделку с дьяволом, дабы преодолеть творческое бесплодие двадцатого столетия и совершить прорыв к оригинальности. Так и немецкая нация, поздно вошедшая в мировую политику, продала свою душу, чтобы получить власть и силу. Эти две главные темы романа переплетаются друг с другом; особенно потрясает финал, когда рассказ о крахе Леверкюна смыкается с хроникой последних дней гитлеровского рейха.
Следующий роман Манна, Избранник (Der Erwählte, 1951), – образцовая беллетристика. Основан он во многом на Грегориусе средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Речь идет о грехе, искуплении и Божьем прощении. Манн затрагивает здесь тему инцеста и Божьей милости. Изобилие словесной игры и других стилистических средств подскажет внимательному читателю, что роман этот от начала до конца – пародия.
Признания авантюриста Феликса Круля (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull, 1954) – самый известный из поздних романов Манна. Задуманный еще до Первой мировой войны, этот «плутовской» роман отражает неизменную уверенность автора в том, что всякий артист, художник – тип сомнительный, сродни преступнику. Милый мошенник Феликс Круль в жизни действительно артист, одаренный богатым воображением, обаянием и по-своему творческая личность. Круль имел поистине широчайший успех.
На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.
|